?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очень интересная, неоднозначная и спорная тема - снос памятников, восстановление памятников. 
Кому ставить?
Сносить или не сносить? 
Если сносить, то как - с шоу, митингами, песнями и плясками, с телевидением, так, чтобы вся страна видела и аплодировала?
Или тихонько, украдкой, ночью, так, чтобы утром проснулись, а памятника нет и, как будто, не было никогда?
Вопрос сложный, есть аргументы в пользу каждого варианта. 

Мне, кажется, что памятники тиранам надо убирать, не должны на улицах и площадях, в школах и общественных зданиях стоять мраморные, бронзовые и гипсовые ленины, не должны улицы и площади носить имена людей, устроивших геноцид собственного народа. 
Но делать это надо, наверное, без помпы, не оскорбляя чувства старшего поколения, щадя, по возможности, их нервы, память, убеждения. 
Но убирать надо.

И восстанавливать надо.

По-моему, памятник Александру II мог бы быть вновь установлен в Ростове, но да поздно уже - место занято Дмитрием Ростовским, похожим, как пошутил один человек из мира искусства и архитектуры, на одного известного ростовского бизнесмена.

Сегодня речь пойдет об утраченном памятнике Царю-Освободителю Александру II, что стоял с 1890 до 1924 года на Соборной площади Ростова-на-Дону.

Просматривая старинные открытки с видами Ростова-на-Дону, я заметил, что чаще всего встречаются несколько излюбленных ростовчанами и фотографами видов: Городской дом (нынешняя мэрия), река Дон, Собор и , конечно, памятник императору Александру II. 


Московская ул. Памятник Александру II. 12 79315

Памятник Александра II. Изд. А. Рубанчик.

Памятник Александра II. Изд. Р.А. Рубанчик №7


Памятник Александру II. 2


Идея сооружения памятника Александру II возникла у ростовцев в первые же дни после его трагической гибели от рук террористов. Уже 15 марта 1881 года Городская Дума под председательством Н.И. Кузьмина на своем экстренном заседании приняла решение о сооружении памятника и попросила на это Высочайшего соизволения, которое вскоре и было получено. И начался процесс создания памятника, который длился целых 9 лет. 
Была создана специальная комиссия под руководством Н.И. Кузьмина и открыта подписка на добровольные пожертвования (забегая вперед скажу, что собрано было около 70 тысяч рублей). Результатом деятельности комиссии стал проект памятника, сделанный архитектором Якуниным. Однако этому проекту не суждено было воплотиться,  комиссия была распущена, а вместо нее создан "Комитет по сооружению памятника Императору Александру II в г. Ростове-на-Дону", в состав которого вошло 15 ростовцев. Комитет возглавил Иван Степанович Леванидов, городской голова.
Проект Якунина был отвергнут, и комитет обратился к академику М.О. Микешину с предложением о создании проекта памятника. Через некоторе время эскизный проект был согласован. 
Одновременно шел процесс выбора места для установки памятника. Вариантов было два, и споры шли ожесточенные. Часть членов комиссии предлагала установить памятник на Соборной площади прямо перед Собором. Другие настаивали на площади перед Городским Общественным садом на Большой Садовой улице, как на самом центральном месте города. Первоначально по результатам закрытого голосования было решено установить памятник Императору на Большой Садовой улице (там, где нынче расположен вход в парк имени М. Горького).
Однако, при более внимательном изучении и рассмотрении проекта памятника, созданного академиком М.О. Микешиным, ростовцы заметили, что Император был изображен молящимся, со взором, обращенным вверх. Здраво размыслив, что молящийся император, погибший от рук революционеров, будет смотреться несколько неестественно на месте народных гуляний и будет утерян смыл, вложенный автором в памятник, члены комитета все же изменили свое мнение и решили установить памятник на Соборной площади.

Григорий Христофорович Чалхушьян в своей "Истории города Ростова-на-Дону" описывал, как шла подготовка к возведению памятника:
"В четверг 17 апреля 1886 года последовало торжественное освящение этого места; по фигуре основания памятника мостовая вынута и утрамбовано место песком; поставлен красивый крест, какой всегда ставится при постройках; ближе к собору устроена эстрада для духовенства. Ростов не запомнит такого торжества, которое отметили в одной из последних газет. Памятник заказан академику М. О. Микешину, автору памятников тысячелетия России и Екатерины Великой. Малая модель памятника (в 1/8 часть колоссальной величины) выработана окончательно; работа статуи в собственной мастерской академика М. О. Микешина идет весьма успешно: фигура Императора сделана и выверена окончательно; голова, ее сходство и экспрессия вполне удались, руки тоже. М. О. Микешин хлопочет достать из музея Аничковского дворца пару сапог покойного государя на колодках и Его же собственные — мундир и парадные штаны, чтобы все детали одежды сделать с возможною точностью. Окончательная обработка пьедестала произведена М. О. Микешиным при участии и одобрении профессора Д. И. Гримма; фундамент же памятника окончен, и посланы из Ростова М. О. Микешину на выбор образцы камней пьедестала".

Памятник был торжественно открыт 17 апреля 1890 года.

Далее цитирую очерк А.М. Ильина "История города Ростова-на-Дону":
"вышина всего памятника достигает 4,5 сажень.Бронзовое изображение императора вышиною 7 аршин, с попытать, нисподающею сзади на пьедестал. Все бронзовые части памятника 250 пудов.
Работа колоссальной статуи - академика М.О. Микешина. Исполнена по эскизу его и рисунку, одобренному конференц-секретарем Императорской Академии художеств П.О. Исеевым, профессором академии Д.Н. Гриммом, академиком архитектуры Н.С. Боголюбовым, редактором "Прав. Вест." Г.П. Данилевским, поэтом Я.П. Полонским и ученым справщиком Святейшего Синода П.А. Гильтенбрант-Рязанским. Император Александр II изображен в молящейся позе, с обрушенным к небу взором. В правой руке государя скипетр, левая рука опущена, на плечах атрибуты царской власти. Пьедестал из гранита. Исполнении мастером итальянцем С.А. Тонетти. На передней стороне пьедестала Государственный герб под короной, а выше - инициалы имени Императора в лаврах, перевитых тернием. Внизу доска с надписью рельефными славянскими буквами: "Императору Александру II благодарные горожане гор. Ростова на Дону". Надписи на левой стороне: "Родился 17 апреля 1818 года", на правой - "В Бозе почил 1 марта 1881 года". Сзади пьедестала - герб города Ростова на Дону.
На четырех углах площади, занимаемой памятником, поставлены четыре канделябра с тремя фонарями на каждом. Площадка окружена изящною чугунною решеткою.
Все металлические части монумента, как-то: бронзовая статуя, чугунная решетка, фонарные столбы и фонари испрошены на фабриках и заводах в Петербурге, что видно из следующих надписей на памятнике: у подножия статуи - "Бронзовая фабрика Н. Штанге. Санкт-Петербург"; на решетке, столбах и фонарях - "Завод Н.Ф. Сан-Галли. Санкт-Петербург".

Памятник имп. Александру II. СХИ №5Памятник Императору Александру II №55

Памятник имп. Александру II. СХИ №26

Памятник императору Александру II №8 - 1903


Следующие две - одни  из самых ранних открыток с изображением памятника (из коллекции компании "ТИТУЛ"):

Памятник императору Александру II. 1

Памятник Александра II

Памятник Императору Александру II. Изд. Б.А. Хейфиц №26  Памятник императору Александру II. Изд. М. Резена


Соборная площ., Памятник Имп. Александру II. Склад С.Е. Осадченко

Соборная площадь и памятник императору Александру II

Наступил 1917 год.
Времена изменились. Изменились круто и надолго.
Александр II, царь-освободитель, превратился в кровавого палача, тирана и деспота, угнетателя крестьянства и всего трудового народа. Государство диктатуры пролетариата не могло рассматривать памятник царю, пусть даже освободителю (каковым В.И. Ленин его не считал), как памятник архитектуры или как скульптуру, предмет искусства, а только идеологически - как памятник классовому врагу. 

Сначала памятник Александру II, можно сказать, "похоронили заживо" - заделали в фанерный ящик, который покрасили в красный цвет, а сверху водрузили красную звезду. Вот в таком красном пролетарском "гробу" памятник и стоял несколько лет. Но со временем фанера частью обвалилась, кое-где листы повело от влаги, и статуя Императора стала выступать из-под своей «одежды». 

Дело неумолимо шло к сносу памятника.

И вот, 27 апреля 1924 года свершилось. 
Мне удалось найти газету "Трудовой Дон" за 30 апреля 1924 года со статьей о сносе памятника:

DSCN1915

Текст статьи "Снятие памятника Александру II":
"В воскресенье, 27 апреля, на соборную площадь в 8 с половиной утра пришли рабочие паровозосборочного отделения ком'ячейка Главных Мастерских и приступили к снятию памятника. Пьедестал с восточной стороны был подрыт и сняты были мраморные плиты. Фонарные люстры и изгородь были сняты и погружены на автогрузовики. Кровельщик вагонного цеха тов. Амельченко укрепил на шее царя канат. За канат взялись рабочие мастерских, рабочие-бородачи, старые революционеры. В 10 с половиной утра по команде тов. Зонтова рабочие потянули за канат, и памятник был сброшен на землю. Царь головой вошел в землю на поларшина. Площадь ответила криками "ура", свистками и аплодисментами. Товарищи Калупов и Зонтов приветствовали рабочих мастерских, на чью долю выпало первым поднять в Ростове восстание против самодержавия и сбросить памятник царю. Бронзовая фигура царя была разобрана на части и увезена на грузовиках. Присутствовавшие товарищи встретили снятие памятника с глубоким удовлетворением".

На сломе была применена, по тому времени передовая техника — в виде трактора марки "Фордзон", принадлежащего первому кооперативу "Красный город-сад". Старый революционер Григорий Васильевич Черепахин (его именем названа улица в нашем городе), управляющий "Донлесстеклостроя" (позднее он был зам. председателя Донисполкома), увидев отдельно валявшуюся голову скульптуры Александра II, сказал: "Просверлить ей уши и нос и поставить на забор, чтобы ветер свистел". Туловище памятника Александру II было переплавлено на заводе "Красный Аксай" 

А вот еще цитата из газет того времени: 
"Истукан, треснувший по швам, лежал на земле. Подошли паровозосборники со знаменем, взялись за руки, устроили цепь.
- Эх, размахнись же, рука!
И рабкор-коммунист тов. Симонов ахнул пудовой кувалдой по зубилу, и вошло зубило в грудь, в самое царское сердце.
- Бей его, гада, бей!
- Так его! Раз стукнул - ваших нет!
- Дай ему на рупь двадцать!
Запахло гарью и карбидом: пустили в ход аппарат для автогенной резки. Из этого ничего не вышло, автоген бронзу не взял. Подкатил грузовик, забрал царскую "шубу", руку, ноги...
- Поставим мы памятник нашему Ильичу на самой горке - весь рабочий Ростов будет видно. Этот стоял 40 лет, а наш будет покрепче - на 750 лет хватит!
В первый день Пасхи - праздник темноты и невежества - ленинцы отпраздновали свой подлинно рабочий праздник".

Мне удалось отыскать кадры кинохроники, на которых запечатлен процесс сноса памятника. Уникальные кадры из документально фильма Сергея Дебижева "Золотой сон" - хронометраж с 29:55 по 30:31.




Или короткий отрывок из фильма:






В литературе я встречал упоминание о том, что постамент памятника продолжал еще долгие годы стоять в центре площади. Как долго это было, мне узнать не удалось, однако, рассматривая аэрофотосъемку Ростова времен Второй мировой войны, я заметил в центре Соборной площади непонятное сооружение, очень напоминавшее тот самый постамент. Точно не разобрать, но похож:

памятник александру2

Ну, а потом и постамент убрали.
Таков конец этой невыдуманной истоии.

Источники:
А.М. Ильин "История города Ростова-на-Дону"
Г.Х. Чалхушьян  "История города Ростова-на-Дону"
В. Сидоров "Площадь ответила криками "Ура!" - Новая городская газета, 1998 год.
Газета "Трудовой Дон", 1924, 30 апреля 1924.
Сайт "Донской временник".
Сайт "Памятники Дона". 
Коллекция открыток компании "ТИТУЛ.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Nov. 25th, 2011 01:27 pm (UTC)
Невыдуманные?
Конечно не выдуманная. Она уже была описана мной, практически в том же сценарии на сайте "Ростов-берег"
sosnitsky
Nov. 26th, 2011 01:10 am (UTC)
Прочитал Вашу историю. Она не "описана в том же сценарии" - она списана у Владимира Сидорова. Мне так кажется...
Ну да Вам виднее - я без претензий.


Edited at 2011-11-26 06:15 am (UTC)
mishail_k
Nov. 26th, 2011 04:43 pm (UTC)
Прочитал статью и на РостовБереге и у Вас Евгений! Приговор никому не выношу. но могу отметить, что на РостовБереге статья всецело посвящена в большей степени отрывку из фильма "Золотой сон" и как фон общеизвестные факты про сам памятник и снос. Про Владимира Сидорова там есть ссылка. И самое главное если посмотреть на даты, то именно там впервые на просторах инета есть связка Ростов-памятник Александру II- снос памятника - фильм "Золотой сон". В Вашей же статье это соответсвие приводится по времени значительно позднее. И ссылку на РостовБерег вполе можно было указать в череде тех , что у Вас есть! Ведь даже если в Яндексе ввести "памятник Александру II Ростов" то на 7-ой позиции будет ссылка на статью на РостовБереге!!! Ни за что не поверю, что вы не заходили и не читали ее до публикации своего материала!
sosnitsky
Nov. 27th, 2011 01:36 am (UTC)
То есть, по Вашему, нужно указывать ссылки нак места, где нашел ссылки на другие места?
Надо написать, что у Сидорова нашел ссылку на Кузнецова, а у Кузнецова - на Ильина, а там - историю памятника?
Господа, желание иметь монополию на знание порочно.
В чем связь между постом описывающим несколько кадров хроники и цитаты из давней статьи другого автора?

У меня - вся история (почти вся) памятника, со сканами изображений, с фото статей из старых газет, сделанных мной лично в библиотеке, с видео фильма, найденного мною.
Похоже, надо переписать темы, о которых когда-либо говорилось господами с РостовБерега и не касаться их, а то они обидятся. Или перестать писать про Ростов вообще?.. Есть же РостовБерег.
Бред какой-то.
Как историк, ссылки даются на те источники, которые ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ при написании.
Считаю тему закрытой. Вероятно, у меня получилось лучше и материала больше, что, наверное, обидно.
Так это - не повод для какого-то реагирования с моей стороны.
(Anonymous)
Jan. 3rd, 2013 07:08 pm (UTC)
Борис
Постамент был изготовлен в мастерской Сельвестра Тонитто в городе Ростове-н/Д.
Sergey Ekilik
Sep. 3rd, 2015 04:35 am (UTC)
Невыдуманные истории. Он же памятник! или "Бей его, гада
Однако, с корректорами и раньше неважно было. "Памятник АлександрА", "Памятник АКександру"...

Edited at 2015-09-03 07:37 am (UTC)
(Anonymous)
Feb. 4th, 2018 04:32 pm (UTC)
Так а зачем вообще писать о том, о чём недавно писал другой автор? Это признак дурного тона.

"Мне удалось отыскать кадры кинохроники, на которых запечатлен процесс сноса памятника. Уникальные кадры из документально фильма Сергея Дебижева "Золотой сон" - хронометраж с 29:55 по 30:31."

--- так вам удалось отыскать, или автору Ростов-Берега?
( 7 comments — Leave a comment )