sosnitsky (sosnitsky) wrote,
sosnitsky
sosnitsky

Category:

Невыдуманные истории. Дом, в котором побывал я... и отец Федор.

Чудесный, удивительный, таинственный дом на Московской, 72...

Московская 72. 779


Несколько недель я собирался написать этот пост, но откладывал, находя другие темы.
Этот дом с детства "застрял" в моей памяти как нечто величественно-загадочное, красивое и таинственное, явно чужеродное, из другой жизни, из другого мира...

Московская 72. 36

Громадные, высоченные, всегда запертые (даже в советские времена) двери в подъезды, по две с каждой стороны, купидоны, смотрящие вниз, таинственные физиономии мифических существ, львиные головы, и, что самое главное - надпись "КВАРТИРЫ", написанная вроде бы по-русски, но как-то не так, как это слово пишется сейчас - все это разжигало мое детское любопытство, притягивало и настораживало одновременно...


Московская 72. 16

Московская 72. 27  Московская 72. 97

Московская 72. 45

Дом не только явно отличался от безликих панельных и кирпичных пятиэтажек-хрущевок, которыми застраивался город в 70-80-е годы прошлого века, но и от старой застройки исторического центра. Было в нем что-то величественное, благородное. И поныне дом похож на обнищавшего потомка старинного благородного рода, в котором за старой грязной одеждой явно проглядывает слава и роскошь предыдущих поколений.


Московская 72. 54

Московская 72. 55

Московская 72. 56

Московская 72. 57

Московская 72. 58


И вот мне удалось получить воспоминания Максимовой Елены Давидовны, которая долгие годы прожила именно в этом доме и решила поделиться со мною своими воспоминаниями.

Но сначала, коротко об истории дома.

В реестре памятников это здание значится как доходный дом Веньямина Кисина и Исаака Фроймовича. Компаньоны торговали  мануфактурой — готовым платьем, и были довольно состоятельными людьми. В истории дома есть много нестыковок, о которых стоит упомянуть. Во-1-х, в некоторых документах дом значится, как собственность наследников В.Р. Максимова, что не соответствует действительности. Во-2-х, есть разные мнения о годе постройки дома: 1910, 1902 или 1899 годы... Поскольку в газете «Ведомости Ростовской-на-Дону Думы» за 1899 год публикуются сведения о разрешениях городской управы на  постройки и ремонты, где среди длинного списка адресов и фамилий можно найти запись о том, что Кисину Веньямину и Фроймовичу Исааку разрешается в 4-м городском участке по улице Московской надстройка 4-го этажа и приделка по боковым флигелям несгораемых террас, я склонен думать, что к 1899 году дом уже был построен. В-3-х, считается, что архитектором дома был Николай Дорошенко, хотя есть мнение, что после смерти Дорошенко в 1899 году дом достраивал Николай Дурбах.

Московская 72. 39

Московская 72. 40

Московская 72. 51

Московская 72. 61Московская 72. 63

Московская 72. 102

Первый этаж здания доходного дома Кисина и Фроймовича занимали дорогие магазины готового платья. Выше располагались просторные квартиры, которые снимали адвокаты, инженеры, врачи. Известно, что в одной из них проживал модный в Ростове доктор Гурий Фабиан Натанович, лечивший кожные и внутренние болезни с помощью электрических лучей. Он даже имел кабинет, оборудованный рентгеновской установкой, что было по тем временам большой редкостью. Это — единственное свидетельство об обитателях доходного дома, обнаруженное Л.Ф. Волошиновой. 
Совсем ничего неизвестно о других жильцах, для которых вход в дом лежал не через парадный подъезд, а со двора. Предположительно именно для обустройства этих достаточно дешевых квартир (для  портних, мелких служащих) и было взято разрешение на пристройку террас, на которые можно было подняться по наружным лестницам. Однако время не сохранило пристроенных террас. Утрачена и часть здания, которое, как предполагают,  изначально имело п-образную форму, в результате прямого попадания авиабомбы  в 1941 году.

Под домом до сих пор существуют вместительные подвалы, спроектированные с учетом местоположения здания — между Старым и Новым базарами. Старый базар — нынешний Центральный рынок — известен всем. А вот от другого, Нового, не осталось и следа. Располагался он на площади, которая сегодня называется площадью Советов.

А теперь вернемся к рассказу Елены Давидовны Максимовой, прожившей в этом доме 40 лет:
"Дом делился на две части, вторые имели общий "черный" ход со стороны двора, а снаружи, по фасаду, дом имел два парадных входа, оформленных высоченными деревянными резными дверями и лепными украшениями. Эти двери первоначально имели изящный орнамент в стиле модерн, но в советские времена были закрашены темно-коричневой краской. Правда, спустя много лет, в 60-е прошлого века, когда проснулся интерес к старине и стало не так опасно вспоминать дореволюционное прошлое, один жилец счистил с двери всю краску и грязь, выявив резьбу в ее первозданном виде, и покрыл дверь лаком. Но возрожденная красота просуществовала недолго - тогдашний управдом твердо сказал, что все двери в доме должны выглядеть одинаково и приказал вновь закрасить ее темно-коричневой краской. Так и стоит она до сих пор, храня секрет своей красоты (это та дверь, что ближе к переулке Газетному).
Пол в подъездах был вымощен очень красивой бело-голубой кафельной плиткой, которая со временем была выщерблена, а ямки залиты обыкновенным цементом, без затей... Перила представляли собой металлическую узорную решетку с цветочным орнаментом, ступени лестниц были сделаны из серого мрамора. 
Снаружи дом был щедро украшен лепниной, носящей несколько эклектичный характер - здесь можно было увидеть и львиные морды, и амуров, и гирлянды и многое другое. Широкие окна также были окружены лепной штукатуркой. 
Но особенное своеобразие дому придавали балконы, настоящая изюминка!.. Их было четыре, по два на каждой половине дома, на втором и третьем этажах. Сейчас облик этих балконом несколько изменен, а некоторые и вовсе изуродованы остекленеем. Балкон третьего этажа в левой, ближней к Газетному половине дома, был нашим. Двери из комнаты на балкон были резные, а кованая решетка балкона имела цветочный орнамент. Эти чудесные балконы не выступали вперед, а были утоплены вглубь дома, создавая пространство с нависающим потолком и боковыми стенами (аналог современных лоджий). Пол на балконах был выложен желто-коричневым кафелем, следы которого еще кое-где оставались до недавнего времени. Потолок над балконами третьего этажа имел вид свода и, как говорили старожилы, когда-то был расписан темно-синей краской и середняками звездами, изображая небесный свод. Но на моей, довоенной памяти, этот потолок уже был закрашен желтой краской...

                                      Московская 72. 64


Комнаты в доме были разной величины. Все двери  выходили в общий длинный коридор, а между некоторыми комнатами были и внутренние двери. На полу всюду был замечательный паркет.
Но самым интересным в комнатах были потолки. Стены соединялись с потолком не под прямым углом, а полого переходили в линию лепного цветочного орнамента, слегка подкрашенного. В каждой комнате был свой орнамент: так, в нашей комнате были стилизованные подсолнухи, в других комнатах были виноградные лозы и еще какие-то цветы и гирлянды... К сожалению, жильцы счищали этот узор при ремонте и побелке комнат, во-первых, с целью упрощения ремонтных работ, во-вторых, так сказать, в эстетических целях... Деление больших "буржуйских" комнат на несколько коммунальных клетушек с помощью внутренних перегородок от пола до потолка варварски разрезало потолочные узоры и явно указывало, что потолок, да и само помещение, были когда-то единым целым, выглядело некрасиво...
В обеих половинах дома на втором и третьем этаже были большие кухни, ванные комнаты, выложенные бело-голубым кафелем, и туалеты, потерявшие своей первоначальный вид... Каждая квартира была предназначена при постройке дома исключительно для одной семьи, поэтому когда после советского уплотнения в каждой квартире появилось по 9-10 семей (20-25 человек), туалеты и ванны стали естественным источником недовольства жильцов и грандиозных коммунальных скандалов...
Внутри парадного высокая и широкая лестница вела наверх, к квартирам, с другой стороны - в узкое, но длинное пространство под лестницей, которое заканчивалось комнаткой для швейцара. В голодные и холодные 20-е годы 20 века в этом коридоре, спасаясь от холода, снега и дождя, ночевали беспризорники. Вели они соответствующий образ жизни, но жильцов дома не трогали, даже наоборот. Устная летопись нашего дома сохранила рассказ о том, как однажды одна из наших соседок возвращалась домой поздно вечером. Была зима, женщина шла одна и в шубе. А за ней следом шел какой-то мужчина, который стал ее заталкивать в подъезд дома, а она сопротивлялась. Так продолжалось некоторое время, пока на улицу не вышел один из ночлежников-беспризорников, который, поняв, в чем дело, быстро разобрался в ситуации, прогнал нападавшего, а даму проводил до ее квартиры на третьем этаже".

Московская 72. 4

Московская 72. 68

Московская 72. 5

Московская 72. 11

Московская 72. 8  Московская 72. 69

Московская 72. 70 Московская 72. 71



В начале 20-х годов на первом этаже расположились продуктовый магазин имени Анастаса Микояна и то самое адресное бюро, о котором упоминают Ильф и Петров в своем романе «12 стульев». Именно в этом  «личном столе», утверждают ростовчане, побывал отец Федор, разыскивая инженера Брунса, перебравшегося в Баку. Вот как описывает он Ростов в письме своей жене Кате, написанном в водогрейне "Млечный путь":  " По приезде в Ростов сейчас же побежал по адресу. "Новоросцемент" - весьма большое учреждение, никто там инженера Брунса и не знал. Я уже было совсем отчаялся, но меня надоумили. Идите, говорят, в личный стол, пусть в списках посмотрят. Пошел я в личный стол. попросил. Дороговизна в Ростове ужасная. За нумер в гостинице уплатил 2р. 25 коп. До Баку денег хватит. Оттуда, в случае удачи, телеграфирую. Погоды здесь жаркие. Пальто ношу на руке. В номере боюсь оставить - того и гляди украдут. Народ здесь бедовый. Не нравится мне город Ростов. По количеству народонаселения и по своему географическому положению он значительно уступает Харькову..."

Московская 72. 91

Да, уж!..


Tags: архитектура, невыдуманные истории, старый ростов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments